ЕНТ за кулисами: «блатные» дети, отключение трансляций и взятки в 1000 долларов » Новостной портал Казахстана — Daynews.kz

Фото: inform.kz

С 10 марта по 10 апреля Единое национальное тестирование впервые в истории прошло в электронном формате. Тестирование проводилось по принципу «один тестируемый – один компьютер – одна камера». Электронный формат тестирования имеет ряд преимуществ: тестируемый может выбрать место, день и время тестирования; возможность корректировки своего заявления на участие, исправление ошибочных, доступность калькулятора и вспомогательных таблиц и возможность подать на апелляцию сразу же после завершения тестирования.   

Директор Национального центра тестирования Дидар Смагулов рассказал о цифровом формате тестирования, борьбе с коррупцией и как дети приходят на экзамен с пачками денег в кармане в программе «НеКурултай TALK».
 

Daynews.kz
посмотрел эфир за вас и рассказывает основные тезисы программы.

— В системе тестирования было значительное количество коррупционных рисков, связанных как с организаций работы центра, так и с проведем ЕНТ. Чистить пришлось процессы, процедуры и людей, которых мы не смогли привлечь к уголовной ответственности. НЦТ – это государственное казенное предприятие, и его сотрудники не госслужащие, за свои поступки они не могут быть привлечены как за коррупцию.У нас были инциденты и в центральном аппарате, когда наши попытки привлечь к уголовной ответственности ничем не завершились, мы лишь увольняли людей по статье, были судебные процессы. Также мы уволили руководителей филиалов на местах по отрицательным мотивам.У нас руководитель госзакупок получил откат в размере 10% от госзакупок на карточку Kaspi Gold своей подчиненной. Мы все это доказали, мы видели переписку от поставщика, который писал «верните мне деньги, так вы не подписали акт», есть карточка, есть 40 тысяч.Мы обратились в коррупционную службу, нас отправили в полицию. В полиции, как это часто бывает, состава нет, и дело прекратили. Мы потом только в суде смогли уволить этого человека, который фактически открыто взял взятку за ролики в типографии. Благо сейчас руководители подразделений, которые занимаются госзакупками, отнесены к субъектам коррупции. Второй случай был во время проведения экзамена в магистратуру. Руководитель одного из филиалов нашего центра передала смартфон тестируемому. Естественно, мы все это выявили. Мы уволили ее по отрицательным мотивам. В суде первой инстанции она выиграла, была восстановлена, мы восстановили ей деньги, которые она не получала, пока отсутствовала на работе. Она еще и компенсацию с нас взяла. Но в областном суде мы выиграли. Это было в Костанайской области. Деньги она нам вернула.У нас в стране нелегко бороться с такими проявлениями.- По закону, ЕНТ – это экзамен для поступления в вуз. Итоги за аттестат ставятся отдельно. ЕНТ не может повлиять на получение знака «Алтын белги» и так далее.Сейчас ко мне много ребят обращается, потому что где-то учителя не дают выбрать тот или иной профильный предмет, где-то выставляют оценки в аттестат по баллам ЕНТ, что категорически запрещено. Мы говорим, что выпускники даже могут не показывать школе свои результаты ЕНТ. Это ваше право. Вы поступаете в вуз, и ни в коем случае ЕНТ не должно повлиять на учебу в школе.Ни для кого не секрет, что, когда ЕНТ влиял на аттестат, на рейтинг школы, района, области, это был экзамен не детей, а экзамен чиновников от образования, которые гнались за рейтингами и старались сделать балл выше, чего бы это им ни стоило. Это и бункеры, и сборы учителей, которые помогают в соседних зданиях. Мы проводили анализ невидимости. Все дома в районе проведения пункта ЕНТ сдавались в аренду, даже если они были в собственности. Люди съезжали с домов на 10-15 дней и сдавали свои помещения, чтобы там сидели учителя, которые помогали сдать ЕНТ. Настолько этот рынок был развит.

В 2019 году мы все рейтинги отменили, удалили функцию подсчета среднего балла по регионам. Здесь нужно выстроить баланс: с одной стороны, оставить инструмент, который позволяет оценить работу местных исполнительных органов в сфере образования, с другой – нельзя перегнуть палку, чтобы завтра ЕНТ был каким-то гонением для учителя, потом директора, отдела образования, акима района и т.д.

— Тесты составляются в соответствии с образовательной программой. Они абсолютно одинаковые на любом языке. Тесты не переводятся, они составляются носителями языка. У нас даже в штате нет переводчика.Есть базовые требования к составителям тестов. Это высшее образование, наличие сертификатов, категорий, степеней. Это учитель, которого рекомендовал городской или районный отдел образования, либо вуз. Сначала мы отправляем списки, где просим предоставить самых лучших учителей по тому или иному предмету. Акиматы официально направляют нам списки кандидатов, и мы отбираем.  В 2019 году мы ввели список недобросовестных разработчиков, и нам это позволило исключить недобросовестных работников.Сейчас если какое-то задание апеллируют и говорят, что оно некорректное, доказывают это, мы видим, что один и тот же разработчик два или три раза попался на таком деле, то мы его исключаем и никогда не привлекаем.Каждый тест разрабатывает независимый опытный педагог, после разработки еще есть две независимые экспертизы. Далее мы проводим апробацию, делаем выборку, выезжаем в регионы и показываем детям, не слишком ли легкие, не слишком ли сложные. После этого проходит наша внутренняя ревизия. За каждым вопросом у нас в базе ЕНТ стоит фамилия ответственного сотрудника, которыйпринимал этот тест в базу.В 2019 году мы закрепили эту ответственность, и уже есть результаты. Если в 2018 году у нас было удовлетворено 101 задание. 101 вопрос был некорректным. В 2019 году мы сократили до 58, в 2020 году – 27 заданий. Чаще всего ребята оспаривают математику.

Вообще любое сомнение мы трактуем в пользу ученика, мы никогда не стоим «за честь мундира», потому что один балл – это судьба ребенка, как бы это пафосно ни звучало. Завтра он может не получить грант, который присуждается только по результатам ЕНТ.

— Самый мейнстрим – это вопрос по количеству зубов у лошади Чингисхана. Заявляю в 50-й раз – такого вопроса на ЕНТ никогда не было, потому что вопрос проходит огромные проверки. Этот вопрос встречался в пробном тестировании одной частной образовательной компании. Рынок подготовки к ЕНТ обширный, но суть в том, что мы не можем запретить кому-то готовиться к ЕНТ.Эта была небольшая частная компания, которая была представлена в одном регионе. Возмущение родителей подхватили журналисты и – пожалуйста. Несколько лет прошло с этого момента, но я до сих пор вынужден оправдываться.Последний скандал, связанный с вопросами по ЕНТ, был в 2018 году. Обществу не понравился вопрос про одного казахстанского продюсера, почему дети должны его знать. Но сейчас некорректные вопросы уже не будут встречаться, потому что приняты меры.- Раньше мы разрабатывали 34 тысячи вопросов, и они всегда утекали. Где-то кто-то сфоткает, и уже через час после начала тестирования появляются сливы. После мартовского ЕНТ 2021-го таких фактов было всего 5 или 7, и всех семерых человек мы установили. Теперь количество вопросов будет меньше. Благодаря рандомному распределению вариантов, компьютеризации тестирования мы имеем возможность сделать уникальный вариант каждому ребенку. В бумажном варианте это нереально.В компьютерном тестировании компонуются не только вопросы, но и варианты ответов. Также мы обучили алгоритм распознавать запрещенные предметы. Сейчас мы можем даже не смотреть на экран, нам приходят сообщения, что, например, 5-е место вероятность списывания 80%. У тестируемого останавливается экзамен, ему приходит сообщение, и экзамен аннулируется.Сейчас в ЕНТ три обязательных предмета: математическая грамотность – 15 вопросов, грамотность чтения – 20 вопросов и история Казахстана – 20 вопросов. А также два профильных по 35 вопросов.

Система нацелена не на оценку знаний, а на способность применять их, на навыки. Мы изучили международный опыт и пришли к выводу, что в основном акцент делают на профильные предметы. Если вы спросите, в какую сторону будет развиваться ЕНТ, ответ – на профилизацию. Обязательных предметов станет меньше, потому что нам важно понять, готов ли ребенок обучаться по тому или иному предмету.

— Компьютерный формат он намного удобнее, и 99% ребят довольны. Каждое действие ученика записывается. Если где-то прервался интернет, то его тест останавливается ровно на том месте, где он был. Как только интернет восстанавливается, он продолжает с того же места с сохранением времени.С компьютером ты не договоришься, компьютеру ты не объяснишь, что твой папа аким. В этом кайф. Неважно, сколько денег на счетах твоих родителей и какая у тебя кровь, для компьютера ты набор данных.Проблема «блатных» детей есть, не буду отрицать это. В 2020 году ко мне поступила информация, что в один из дней сдавала ЕНТ одна школа и сказали, что онлайн-трансляции не будет. Я не поверил, потому что идет сигнал и отдельный провайдер отвечает за это.Наступает этот день, и действительно у нас начинается экшн: сначала тормозит интернет, потом прекращается вообще онлайн-трансляция. ЕНТ идет, но мы не видим трансляции в трех пунктах. В одном из пунктов вообще свет отключили. Мы дозвонились до своего сотрудника, он сказал, что свет отключили и они не знают, что делать. Мы остановили ЕНТ.Провайдеры сказали, что был максимальный канал связи. Связь блокировали на местах. Как они это делали, я до сих пор не понял. Было подключено дополнительное оборудование к видеосерверу, и трансляция приостановилась. Мы отменили результаты этого ЕНТ. Может быть, это было сделано слишком жестко, это привело к волнениям. Меня министр по голове не погладил, но мне было важно обеспечить честность экзамена.1 июля я полетел в Жетысай. Все думают, что все взятки идут ко мне в Астану. Меня это задело, я поехал. По пути таксист рассказал мне про все ставки, кто за что и сколько берет, и все это было о моих коллегах, бывших коллегах.В 6 утра я пошел в пункт тестирования, начались шуршания, перебежки. Я впервые увидел там, что на ЕНТ можно прийти с 200 тысячами тенге в кармане. На входе мальчик вытаскивает шоколадку, воду, ручки и пачку денег.Через минут 10 досматривали девочек, у одной было 200 тысяч. Ей родители сказали, если тебя со смартфоном поймают, позови Дидар ага и дай ему. 18-летняя девочка приходит на экзамен с абсолютным пониманием того, что она его «разведет». Она дает 200 тысяч и говорит, мы же договорились.В тот день 14 человек пытались пронести смартфон. Во время тестирования 7-9 человек тоже пытались списать. Все результаты были аннулированы.- К сожалению, мне звонят и пытаются давить. В 2019 году я написал, что если не перестанете давить, то я напишу фамилии. Когда пришел на эту работу, я сказал, что главное – не давайте мне незаконных поручений. Всем остальным я отвечу «нет». Я отказывал всем, были звонки, были попытки, были попытки давления, пытались меня уволить, проклинали.Мы организовываем не только ЕНТ, мы принимаем в Академию правоохранительной службы, Верховного суда и так далее.Кстати, кандидат в судьи мне предложил максимальную взятку – 1000 долларов за один балл, а ему нужно было 50 баллов. Всякое было, но в последний год абсолютно никакого давления, процентов 30 родственников и друзей перестали со мной общаться. 

Ближайшие мои родственники сдавали ЕНТ в прошлом году, не поступили на грант. И когда мы встречаемся, мне не по себе, что моя племянница не поступила на грант и я ей не помог. Единственное, что я сделал, это купил ей книжки и сказал учись. Кто-то перестал со мной общаться, но зато перед 18 миллионами казахстанцев я чист, я никому не помог.

Etiketter:

Stängt för kommentarer