Фото: из открытых источников
Депутат мажилиса от фракции «Ак жол» Дания Еспаева на заседании мажилиса подняла вопрос о ситуации вокруг Абайской швейной фабрики и некорректности системы налоговых рисков в отношении новых и восстанавливаемых производств, передает Daynews.kz.
«К депутатам фракции ДПК «Ак жол» обратилось руководство Абайской швейной фабрики из Карагандинской области. Данная фабрика оказалась в тупиковом положении из-за отнесения ее налоговыми органами к высокой степени риска. Считаем, что на примере данной фабрики необходимо сделать некоторые выводы по данной методологии. Система категорирования налогоплательщиков введена согласно правил министерства финансов РК, где степень риска определяется по определенным критериям как по открытым данным, так и по конфиденциальной информации», — сказала Еспаева, оглашая депутатский запрос.
По ее словам, как следует из обращения, Абайской швейной фабрике в июле 2021 года, присвоена высокая степень риска, в связи с чем на ее деятельность наложены ряд ограничений, такие как запрет на участие в госзакупках и закупках недропользователей, предельно жесткое налоговое администрирование.
«При этом, правилами не учитывается тот факт, что данное предприятие, возродилось с нуля, на месте закрытого 24 года назад некогда градообразующего предприятия. Для восстановления этого предприятия инвестор несет значительные затраты по ремонту зданий и оборудования, привлечению кадров и перезапуску простаивавшего производства. Продукция фабрики (спецодежда) ориентирована прежде всего для недропользователей, однако в результате отнесения предприятия к высокой степени риска, оно лишилось этого рынка и находится под угрозой банкротства», — подчеркнула депутат.
Она отметила, что обоснованием отнесения фабрики к высокой степени риска, согласно расчетам налоговых органов, послужило «Отражение в налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов» — 3 балла, «Налоговая нагрузка» — 2 балла, «Среднемесячная заработная плата на одного работника» — 1 балл.
Кроме того, фабрике начислены негативные баллы по закрытым критериям, доступа к которым у предприятия нет. Вследствие этого, предпринимателю отказываются объяснять, каким образом он может выйти из высокой категории риска.
«Компания не согласна с таким подходом, так как применяемая система отнесения риска не учитывает ситуацию восстановления, реновации ранее обанкротившихся производственных объектов и стартап проектов. Любой производственник скажет, что первые 3-5 лет запуска проекта, до выхода на точку безубыточности, все средства уходят на приобретение (или восстановление) основных средств и оборудования, а также на подготовку персонала. Соответственно, до выхода на рентабельность и возвращения инвестиций у бизнеса объективно отсутствует чистая прибыль, но при этом предприятие стабильно работает и обеспечивает рабочими местами. А отсутствие чистой прибыли ограничивает возможности по повышению зарплат и выплате КПН, что отрицательно влияет на категорию риска», — добавила Еспаева.
Он отметила, что при действующем подходе налоговиков получается, что любой стартап проект, или предприятие, которое предприниматели пытаются возродить, заранее обречено из-за бюрократического уклона правил, которые не учитывают специфику таких ситуаций.
«Но тогда все наши города заполнят пустующие здания, которые не имеет смысла возрождать или перепрофилировать под угрозой новых банкротств. На наш взгляд, это прямо противоречит Посланию президента Токаева, где было дано прямое поручение обеспечить возврат в экономический оборот ранее выведенных активов разорившихся предприятий. Каким образом можно будет выполнить это поручение, если вышеуказанные правила налоговых органов все равно приведут к новым банкротствам», — заметила мажилисвумен.
Кроме того, по ее словам, большое сомнение вызывает применение при присвоении степени риска информации из закрытых источников, так как это не только ущемляет интересы граждан, которые согласно Конституции должны иметь возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами и источниками информации, но также приводит к коррупционным схемам.
На основании вышеизложенного, фракция «Ак жол» просит:
- Пересмотреть «Правила применения системы управления рисками…», с учетом стартап проектов, а также возрождения, реновации либо перепрофилирования ранее обанкротившихся предприятий.
- Обеспечить защиту законных интересов инвесторов, приобретающих и возвращающих в экономический оборот активы ранее разорившихся предприятий.