Рубрика: Новости

  • Передвижение военной техники в Мангистау прокомментировали в КНБ » Новостной портал Казахстана — Daynews.kz

    Фото: КНБ РК

    В КНБ рассказали, почему в Мангистау передвигаются колонны военной техники, передает Daynews.kz.

    «В рамках совместного антитеррористического учения «Каспий — Антитеррор-2021″, проводимого под эгидой антитеррористического центра Содружества Независимых Государств на территории Мангистауской области пограничной службой проводится перегруппировка своих подразделений», – сообщили в ведомстве.  

    Сообщается, что плановые учения пройдут в два этапа и продлятся до 2 сентября 2021 года.

    Цель учений – совместная отработка комплексного применения сил и средств при выявлении признаков подготовки и пресечении актов терроризма на территории Содружества Независимых Государств.

  • Материалы за 21.08.2021 » Страница 2 » Новостной портал Казахстана — Daynews.kz

    Мужчину с ножевым ранением госпитализировали в Павлодарскую больницу.

    Почти две тысячи казахстанцев находятся в тяжелом состоянии.

    В Москве состоялась встреча российского президента и федерального канцлера Германии Ангелы Меркель.

    Всего в стране подтвержден 730 181 случай.

  • волонтеры » Новостной портал Казахстана — Daynews.kz

    Волонтерская (добровольческая) активность граждан является важнейшим фактором социального развития общества в таких сферах, как образование, наука, культура, искусство, здравоохранение, охрана окружающей среды.

    КТЖ требует денег с туркестанских волонтеров за отправку сена в засушливые регионы.

    Наибольшая доля волонтерской деятельности приходится на сферы здравоохранения и социальных услуг.

  • Первая женщина-премьер Швеции продержалась на посту несколько часов » Новостной портал Казахстана — Daynews.kz

    Фото: pixabay.com

    Премьер-министр Швеции Магдалена Андерссон решила подать в отставку спустя несколько часов после своего избрания парламентом, передает РИА Новости со ссылкой на радиостанцию Radio Sweden.

    Тем не менее, Андерссон стала первой в истории королевства женщиной-премьером.

    Причиной такого решения стал выход «Партии охраны окружающей среды» из коалиции, составляющей правительство меньшинства в Швеции.

    В среду парламент страны также отклонил предложенный правительством проект бюджета, выбрав представленный оппозицией документ.

  • Материалы за 27.09.2021 » Новостной портал Казахстана — Daynews.kz

    Осужденные по скандальному делу LRT объявили голодовку, требуя подключить их к рассмотрению дела в апелляционной инстанции

    Министерство здравоохранения Казахстана не исключает, что в стране будет разрешена вакцинация детям в возрасте от 5 до 12 лет американской вакциной Pfizer.

    Захватившее власть в Афганистане радикальное движение «Талибан» (запрещено в РК) ввело для афганских мужчин запрет на бритье бород и посещение барбершопов, объясняя данное решение требованиями норм ислама

    Стоимость барреля североморской смеси марки Brent превысила 79 долларов впервые с 23 октября 2018 года, свидетельствуют данные торгов

    Семьям погибших при взрыве в Жамбылской области сотрудникам органов гражданской защиты выплатят по 20 млн тенге

    В жилом комплексе Aktau Plaza (17-й микрорайон) лифт с людьми провалился в шахту

    За прошедшие сутки в Казахстане выявлено 1878 заболевших с положительным ПЦР на коронавирусную инфекцию

  • Почему растут цены на бензин: аналитики назвали четыре причины » Новостной портал Казахстана — Daynews.kz

    Фото: из открытых источников

    В Казахстане цены на бензин снова возросли, усиливая тревогу в обществе. Причинами этому одни эксперты видят в структуре ценообразования, другие же ожидают инфляционную волну, а третьи считают, что рост цен — самовольное решение автозаправочных станций. В чем истинная причина удорожания разбирались аналитики FinReview.info.

    Бензин на казахстанских автозаправочных станциях продолжает дорожать с марта 2021 года. Например, в городе Нур-Султан в среднем цена на самое популярное топливо марки АИ-92 к настоящему моменту выросла со 150 до 180 тенге за литр. При этом резкий скачок произошел за последнюю неделю — стоимость выросла на 3–8 тенге за литр.

    Но, прежде чем разбираться в причинах удорожания важно рассмотреть из чего формируется стоимость бензина.

    Высокие операционные расходы — дорогой бензин

    С 2018 года после модернизации нефтеперерабатывающих заводов казахстанские производители стали самостоятельно покрывать внутренний спрос в топливе и даже нарастили экспортные поставки. Теперь НПЗ способны произвести бензина на 24% больше потребностей рынка, а ближайший дефицит топлива возникнет не ранее 2032 года. Безусловно это значимое событие для нефтегазового сектора страны, так как импорт дорогостоящего бензина снизился в 32 раза.

    Логично предположить, что теперь наша страна может самостоятельно регулировать стоимость бензина для внутреннего рынка, обеспечивая население дешевым топливом. Но на самом деле все иначе — несмотря на то, что стоимость нефти за последние три года колебалась в существенных пределах, цена на бензин плавно росла, резко подорожав лишь в октябре 2017 года и апреле 2021 года. Иными словами, цена на бензин не зависит от стоимости нефти, потому что нефтедобывающие компании поставляют на внутренний рынок от 20% до 50% нефти по себестоимости, а именно в пределах 25–30 долл. США за баррель.

    Розничная стоимость бензина формируется из её оптовой цены на НПЗ с учётом всех сопутствующих расходов по доставке от завода до автозаправочной станции — хранение на нефтебазе, операционные расходы, налоги, банковское обслуживание, НДС, заработные платы, маржа давальца и др. При этом доля нефти в ценообразовании составляет лишь 11%–14%, а маржа или чистая прибыль автозаправочных станций достигает всего 1–3 тенге за литр. То есть фактически предприятия зарабатывают от высокого спроса внутреннего рынка на бензин.

    Теперь, собственно, перейдем к основным причинам роста цен на бензин:

    Во-первых, бензин ― биржевой продукт

    Торги бензином на товарной бирже ETS запущен в рамках развития инфраструктуры централизованной торговли и перехода топливно-энергетического сектора к рыночной экономике. На начальном этапе через биржу будет реализовываться около 10% производимого в стране бензина. В последующем его объем будет увеличен до 15%–20%.

    Уже через товарную биржу реализовано 499 тыс. тонн бензина марок АИ-92 и АИ-95. В результате торгов сформированы ценовые индикаторы. Их рост с запуска первых торгов, которые были в марте 2021 года, составил 24%.

    Во-вторых, повышение курса доллара сказывается на ценообразовании бензина

    Для модернизации нефтеперерабатывающих заводов были привлечены заемные средства в иностранной валюте. Соответственно если доллар США растет, то их обязательства увеличиваются, а следом растут и цены на бензин.

    Согласно данным Бюро национальной статистики инвестиции в основной капитал, направленные на усиление производственных мощностей, на 6,4 млрд тенге состоят из заемных средств. А курс американского доллара с марта месяца вырос с 417 до 429 тенге за единицу.

    В-третьих, ремонтные работы на нефтеперерабатывающих заводах грозят стране дефицитом бензина

    Ремонт на Атырауском НПЗ начался из-за сбоя с поставками электроэнергии, что привело к аварийной остановке некоторых технологических установок. Только в январе текущего года завод запускали более 20 раз и всякий раз энергии было недостаточно. Как следствие — технологический сбой оборудования, неплановый ремонт, снижение объемов переработки нефти и недовыпуск продукции.

    Очевидно, что внеплановое приостановление производства, вызвало предельную нехватку запасов топлива в Западно-Казахстанской области, а возникший ажиотаж усилил дефицит бензина и привел к росту розничных цен в регионе.

    Чтобы снизить нагрузку на внутренний топливный рынок плановые капитальные ремонты на Павлодарском и Шымкентском заводах были перенесены на более поздний срок. Тем не менее эти работы будут проведены, а значит риски более масштабной нехватки запасов топлива сохраняются.

    В-четвертых, ценообразование на бензин формируется из соотношения спрос/предложение

    Регулирование цен на топливо со стороны государства действовало до 2015 года. Изначально меры административного контроля заключались в прямом определении отпускных цен, но с 2011 года они ограничились определением максимально допустимой стоимости. Эти меры с середины прошлого десятилетия были отменены и рынок перешел в свободное плавание. А значит, конечную стоимость теперь формирует именно объем спроса и предложения. Государство уже не вмешивается в этот процесс и не дотирует реализацию топлива. Но оставляет за собой некоторые ограничительные меры, способные сдержать неконтролируемый рост. К примеру, нефть на НПЗ по-прежнему поставляется по себестоимости, а не по рыночной цене.

    Инвестиции — как способ снижения себестоимости бензина

    Бензин относится к категории социально значимых товаров, удорожание которого несет мультипликативный эффект в части влияния на цены других товаров и услуг. Иными словами, увеличение стоимости бензина приведет к повышению инфляции и снижению потребительской способности населения, что безусловно негативно скажется на национальной экономике.

    Поэтому для государства снижение нагрузки на НПЗ является стратегически важной задачей. В первую очередь речь идет о сокращении закредитованности заводов, которая очевидно отражается в себестоимости топлива, делая рынок уязвимым к любым локальным и внешним факторам.

    Достичь такого результата возможно за счет привлечения инвестиционных средств, которые позволят отечественным НПЗ не только увеличить капитал, но и нарастить объем производства, благодаря расширению географии сбыта топлива на внешние рынки. Для их притока важна международная финансовая интеграция, которая как раз способствует увеличению движения капитала по сравнению с товарными потоками. Передаточным звеном такой интеграции в Казахстане выступает именно Международный финансовый центр «Астана». Участники финцентра по состоянию на 1 июня 2021 года осуществили инвестиции в 1,6 млрд долл. США в развитие финансовых технологий, строительство, сельское хозяйство, обрабатывающую промышленность, туризм. Из них 1,4 млрд долл. США были привлечены в 2020 и 2021 годах. Безусловно эти показатели определяют эффективность МФЦА как платформы для привлечения инвестиций и развития отраслей экономики. И соответственно финцентр становится ключевым финансовым звеном в восстановлении национальной экономики после последствий коронакризиса.

  • «Ак жол»: Цифры минздрава по вакцинации от коронавируса неоправданно оптимистичны » Новостной портал Казахстана — Daynews.kz

    Фото: pixabay.com

    Депутат мажилиса фракции демпартии «Ак жол» Гани Хамзин на пленарном заседании нижней палаты поднял вопрос о ситуации с вакцинацией населения против коронавируса, передает Daynews.kz.

    «Как известно, с июня прошлого года президент Токаев неоднократно поручал министерству здравоохранения обеспечить закупку вакцин против коронавируса. Чиновники заверяли президента, что российские и отечественные вакцины полностью обеспечат иммунизацию населения Республики. С февраля текущего года в Казахстане началась массовая вакцинация. Однако ход ее реализации неоднократно подвергался жесткой критике главы государства и депутатов парламента», — сказал Хамзин, оглашая депутатский запрос.

    Он отметил, что так, уже 1 апреля президент возмутился срывом данного поручения, так как за два месяца было вакцинировано менее 0,2 процента граждан. Причиной низких темпов вакцинации минздрав назвал нехватку вакцины «Спутник V». 5 мая, при обсуждении темпов вакцинации в мажилисе, ситуация вновь вызвала критику. Выяснилось, что и через три месяца полную вакцинацию прошли лишь 2,2% населения.

    «23 июня президент Токаев вновь подверг критике темпы вакцинации на фоне резко ухудшившейся эпидемиологической обстановки в стране, и потребовал от акимов «лично возглавить кампанию по вакцинации граждан».  10 июля стало известно о срыве поставки двух миллионов доз вакцины Pfizer, выделенных компанией для Казахстана еще в мае месяце. Причиной были названы некие требования по доставке и хранению, которые вообще-то являются стандартными для всех покупателей данной вакцины», — указал депутат.

    По его мнению, под давлением этой критики, министерство здравоохранения стало оперировать процентами вакцинированных не по отношению к общему числу населения, как считают во всем мире), а к так называемому «подлежащему вакцинации» населению.

    Хамзин напомнил, что при обсуждении Кодекса о здоровье в прошлом году, предыдущий министр здравоохранения говорил о необходимости охвата для формирования коллективного иммунитета не менее 70-80% от общего числа граждан (или сотрудников коллектива), а вовсе не от «подлежащих вакцинации». Такого же подхода придерживаются в Европейском союзе.

    «Таким образом, текущие цифры вакцинации в 60-70% от «подлежащих вакцинации», о которых вчера сообщил минздрав — неоправданно оптимистичны. В общей доле населения они составляют лишь 35% (6,5 млн чел полностью вакцинированных к 19 млн населения). То есть, до уровня коллективного иммунитета Казахстану еще очень далеко», — добавил он.

    Мажилисмен подчеркнул, что в этой связи остро встает вопрос ускорения темпов вакцинации, что возможно за счет расширения выбора вакцин. На это в своем Послании указал и глава государства, потребовав как можно скорее приобрести вакцины, одобренные ВОЗ.

    «Считаем, что ввоз в Казахстан достаточного количества вакцин, признаваемых международным сообществом и дающих право на свободное передвижение по миру, способно придать новый импульс вакцинации населения. Особенно это касается граждан с европейским образом мышления; молодежи, обучающейся в западных вузах, а также членов их семей. Однако медучреждения и спустя месяц после поручения президента не могут сообщить дату начала вакцинации такими препаратами, как например, уже упоминавшийся Pfizer, даже на платной основе», — добавил он.

    В этой связи депутатская фракция «Ак жол» просит сообщить:

    1) Были ли кто-либо из должностных лиц привлечены к ответственности за неоднократные срывы массовой вакцинации в предыдущий период;

    2) Когда будет обеспечено достаточное количество вакцин, одобренных ВОЗ и международным сообществом;

    3) В том случае, если сроки вновь затягиваются – возможна ли организация такой вакцинации на платной основе для граждан, выезжающих за рубеж на учебу и в деловые поездки (наряду с сохранением бесплатной вакцинации имеющимися препаратами);

    4) Каков прогнозный срок выхода Казахстана на уровень коллективного иммунитета.

  • «Ақ жол»: Жер асты байлықтары жеке адамдарға емес, халыққа қызмет етуі қажет » Новостной портал Казахстана — Daynews.kz

    Фото: pixabay.com

    «Ақ жол» демпартиясы парламенттік фракциясының депутаттық сауалы, Вице-Премье Роман Склярға. Автор — Мәжіліс депутаты Серік Ерубаев.

    Партиямызға еліміздің түкпір түкпірінен келіп түскен автогаз отының тапшылығы және оның бағасының күрт өсуі жөніндегі шағымдары осы депутаттық сауалға негіз болды. Бұған дейін 50-60 теңге тұратын газ, соңғы кезде 120-150 теңгеге дейін ұлғайды.

    Тіпті, қойнауы мұнай мен газға толы Атыраудың өзінде, газдың бағасы бір түнде 95 теңгеден 110 теңгеге дейін өсті. Бұның бәрі газ қожайындарының қолдан істеп отырған ісі деген сөз ел аузында жүр.

    Биылғы жылдың қазан айында дизель отының тапшылығына және бағасының өсуіне куә болдық. Осы жағдайға байланысты, жүргізушілер өңірлерде ереуілге де шығып жатты.

    Бұл мәселе бойынша 6 қазанда, «Ақ жол» фракциясы Энергетика министрінің атына бензин және дизель тапшылығы проблемасын шешу жолдарының бірі ретінде шағын мұнай өңдеу кәсіпорындарына жан-жақты қолдау көрсетуді және сыбайластықтың бар-жоғына тексеру жүргізуді ұсынып, депутаттық сауал жолдаған болатынбыз. Бір айдан аса уақыт өтсе де, бұл сауалға әлі күнге дейін жауап алған жоқпыз.

    Сол кезде, министрлікте дизель отынының бағасы нарық заңымен реттеледі және жуырда төмендейді делінген болатын. Алайда, жағдайдың жақсаратын түрі жоқ. Ел экономикасына және тұтыну бағаларына тікелей әсер ететін дизель отының құнын бақылаудан шығарып алу, жауапсыздық және мемлекеттік емес көзқарас деп санаймыз.

    Қазан айының соңында авиакеросин тапшылығына да тап болдық. Көршілес елдің энергетика министрлігінің көмегімен дизель отыны мен керосиннің мәселесі уақытша шешілген. Бірақ, дәл осы жерде «уақытша» деген сөзді естен шығармауымыз керек!

    Жуырда, Мемлекет басшысы Қасым-Жомарт Тоқаев мұнай өнімдерімен қамтамасыз ету мәселесі бойынша Үкіметтің жұмысын қатаң сынға алып, дизель отынының тапшылығы жасанды екендігін баса айтты.

    2017 жылы Елбасы қолданыстағы үш мұнай өңдеу зауытын жаңғыртумен қатар, төртінші зауыт салу қажеттігін атап өткен болатын. Алайда, бұл бастамаға министрлік тарапынан жаңа зауыт қажет емес деген тұжырым, бүгінгі жағдайда ел экономикасына тиімділігі күмәнді болып отыр. Еліміздегі Атырау, Павлодар, Шымкент мұнай өңдеу зауыттарын жаңғыртуға екі триллион теңге жұмсалды. Ендеше, аталған зауыттардың жыл сайын жөндеуге тоқтатылуын немен түсіндіреді.

    Бірақ, Министрліктің жауабы әрқашан дайын, егер, дизель отыны тапшы болса оған көршілес елдердің ауыр жүк көліктері кінәлі, ал автогаз жетпесе оған газбен жүретін көліктер санының көбеюі туралы сылтау айтылады.

    Жерасты байлығымыздың тағы бір негізгі түрі – көмірдің де тапшылығы орын алуда. Оның үстіне, бағасы да тым қымбат.

    Бұнда да ұятсыз спекуляция сипаты байқалады!

    Мысалы, «Шұбаркөл» кеніндегі көмірдің тоннасы 5800 теңге болса, карьерден, сатып алушыға барар жолда көмірдің бағасы, 16 мыңға дейін жетеді.

    Бұндай жағдайда тапшылық қолдан жасалып, бағалық сөз байласу фактілері расталса, құқық қорғау органдары да сыртта қалмауы керек.

    Мемлекет басшысы айтқандай, жанар жағармайдың қымбаттауы транспорттық компаниялармен қатар, күнделікті тауарлардың да бағасының өсуіне әкеліп соқтырады.

    Мемлекет өз тарапынан дағдарыс кезінде адал кәсіпкерлерден бағаны көтермеуді әрдайым талап етуді ережеге айналдырып алғандай. Қалыптасып отырған жағдайда, кәсіпкерлердің де мемлекеттен мұнай өнімдері мен көмірдің бағасын реттеуді талап ету орыны бар деп есептейміз.

    Жоғарыда айтылғанды қорыта келе, «Ақ жол» фракциясының ұсыныстарын жүзеге асыру мүмкіндігін қарауыңызды сұраймыз.  

    Еліміздің жерасты байлықтары шектеулі адамдардың мүдделеріне ғана емес, бірінші кезекте ішкі экономикаға жеткілікті көлемде, бизнес өкілдеріне және халыққа қол жетімді түрде қызмет етуі қажет деп санаймыз.

  • Материалы за 24.11.2021 » Новостной портал Казахстана — Daynews.kz

    Глава МЧС Казахстана Юрий Ильин раскрыл результаты расследования причин трагедии на шахте Абайская. Итоги подвела правительственная комиссия

    В Экибастузе девушка за рулем BMW врезалась в дерево возле здания полиции

    Полиция расследуют убийство 30-летнего жителя Жаркента, которого из-за сломанного компьютера забил молотком младший брат

    При взрыве на фабрике противоградовых ракет под Белградом пострадали 16 и погибли два человека

    За прошедшие сутки в Казахстане выявлено 905 заболевших с положительным ПЦР на коронавирусную инфекцию

  • Материалы за 24.10.2021 » Новостной портал Казахстана — Daynews.kz

    Близ Алматы участники свадебного кортежа вместо салюта использовали огнестрельное оружие

    «Барыс» на домашнем льду разгромно проиграл «Северстали» со счетом 1:5

    Популярность президента США Джо Байдена за первые девять месяцев на посту лидера страны пережила более стремительное падение, чем уровень поддержки любого другого американского президента со времен Второй мировой войны

    В Алматы двое мошенников набрали кредитов более чем на 4 миллиона тенге по чужим документам. За два года подозреваемые успели оформить микрозаймы по паспортным данным 41 человека

    В Узбекистане проходят выборы президента. Избирательные участки открылись в 8:00 по местному времени и будут работать до 20:00

    За прошедшие сутки в Казахстане выявлено 1677 заболевших с положительным ПЦР на коронавирусную инфекцию