Российский блогер Варламов о Нур-Султане: Это для молодых и богатых » Новостной портал Казахстана — Daynews.kz

Фото: nu.edu.kz

Илья Варламов – известный общественный деятель, блогер и архитектор. Он уже был в Нур-Султане дважды. И оба раза критиковал благоустройство казахстанской столицы с позиций нового урбанизма.  В этот раз в интервью директору центра прикладных исследований «Талап» Рахиму Ошакбаеву Илья рассказал о том, какой город можно назвать справедливым, почему нельзя построить сразу хорошие города и какое наследие нам оставил СССР.

Daynews.kz посмотрел эфир TALAP.Talks за вас и рассказывает основные тезисы программы.

— В Нур-Султане в шесть полос дорога и расстояние между домами такое большое, что мы не контактируем с другой стороной улицы. Это не дорога, а стена. Нам кажется, это город, тут все воздушно, открыто, на самом деле эти дороги как стены. Раньше были рои с крокодилами, теперь эти дороги. Ты не можешь ее прейти, потому что шум, грязь, опасность.В итоге мы имеем суперрыхлый город. Он построен в нечеловеческом масштабе. Вместо того чтобы контактировать с витринами, городом, мы контактируем с машинами, асфальтом, заборами, цоколями. Мы не видим тут ни одного приятного места, где бы хотелось находиться. Это наследие советской градостроительной школы. Это суперустаревшее понятие о городе 100-летней давности. Проблема в том, что это все недавно построили. Если бы этому всему было 50 лет, можно было сказать, ну раньше не понимали.- Современные города должны быть справедливыми, чтобы человек вне зависимости от своего физического состояния, возраста, достатка, чувствовал себя в городе комфортно.Это значит, что если у тебя нет денег на машину и ты пользуешься общественным транспортом, тебе будет так же комфортно, как автомобилисту, а иногда и комфортней. Про Астану так нельзя сказать. Если у тебя тут нет денег на машину, ты будешь себя чувствовать ущербно. Тебе придется испытывать кучу неудобств, потому что ты преодолеваешь гигантские расстояния, чтобы сходить в магазин.Многие люди, которые по состоянию здоровья не могу позволить себе такие эксперименты, не могут тут жить. Они не выходят из дома.

Это город для молодых и богатых, и это не круто.

— Парадокс, которому я не нахожу объяснение. Чем больше люди себя бьют в грудь и говорят о том, как они почитают стариков, детей и женщин, тем хуже живется женщинам, старикам и детям. Нужно делать город, удобный для бабушки, чтоб было комфортно всем. То, что происходит сейчас – это нормально. Люди не были за границей. Когда ты не видишь разницы, ты не знаешь, чего требовать. Естественно, пока никто не требует, ничего не меняется.На то, как выглядит город, влияет много факторов. Один из них – общественный запрос, но такой запрос не может взяться неоткуда. Кто-то людям должен объяснять, должна быть какая-то пропаганда правильных идей.Другой момент, это то, что люди, которые принимают решения, не являются потребителями результатов своих решений. Представь себе ресторан, где повар не пробует блюда и сам там не ест. А кушает в нормальном ресторане. Так у нас и происходит. Он что-то тут сделает, а сам потом летит в Париж, Амстердам, Майями и гуляет.Если бы люди из акимата ездили на автобусах и переходили дорогу, то были бы нормальные автобусы и нормальные переходы. Но извини меня, они ездят на такси и так далее. Если бы они гуляли в этих парках не для галочки, то парки были бы нормальные.- Реально исправлять уже построенный город будет дороже, чем строить заново. Конечно, тут можно исправить, например, по всем центральным проспектам нужно пускать трамвай, чтобы прекратить херню с вашим Астана ЛРТ. И нужно сузить дороги, чтобы вместо шести полос тут появился трамвай, который бежал бы по газону. Как раз эти широченные дороги – отличный задел для того, чтобы пустить современные трамваи, которые делают в Европе и Америке.Также нужно уплотнять застройку. Понятно, что тут кучу всего нужно снести. С другой стороны, глядя на качество домов, ты рад, что они сами развалятся и сносить не придется.Для того чтобы сделать город удобным, должна быть концентрация сервиса в 20 минутах от дома. Такая концентрация может быть только при плотной застройке. Такая рыхлая застройка, как в Нур-Султане, где у тебя километра три нет нечего, только заборы и стройка. Это мертвая земля, это ужас, такого быть не должно. Как можно было в самом центре города сделать мертвую яму.- ЛТР надо снести, там же еще ничего не построили. Легкорельсовый трамвай для Нур-Султана – это обычный трамвай. Нет необходимости ставить эстакады, нужно прокладывать сеть по существующим улицам.Если сейчас тебе завязать глаза и скинуть с вертолета в любой город СНГ, ты очнешься и не поймешь, где находишься. Все ваши небоскребы – это второсортная китайская провинция. Один в один. Или окраина Эмиратов. Эти высотки не имеют никакого отношения к Казахстану с вашей культурой. Это проблема всего мира. Сейчас даже Америка, Германия, Франция мало чем отличаются. Во всех странах одинаковые машины, одинаковые строительные материалы, везде одинаковые «Макдональдс», «Стар бакс» и так далее. Не нужно ждать, когда все решат эту проблему, нужно быть первыми. Это очень круто и удобно делать, когда есть своя самобытная культура как в Казахстане. Очень сильная, богатая, когда есть чем гордиться. И эта культура должна отражаться в архитектуре.- Фишка с «умными» городами – это тренд последних лет. Все с ними носятся. Smart Сity – это одно из модных слов, за которым, по сути, ничего не стоит. Ездят по миру шарлатаны и впаивают всяким мэрам, которые как сороки падки на всякие модные словечки. В Нур-Султане до «умного» города есть и куча других проблем.Если говорить о безопасности, то город надо проектировать так, чтоб там физически невозможно было нарушать правила ПДД.

Я вышел с гостиницы, пробежал через Ботанический сад, который похож на пятно, зачем его так назвали, добежал до дворца и вернулся. Гигантские пустые пространства, но такое ощущение, что ты бежишь по беговой дорожке, картинка не меняется.

Etiketter:

Stängt för kommentarer