«Зачем тебе диплом, если ты решила стать матерью». Почему ущемляют права женщин? » Новостной портал Казахстана — Daynews.kz

Фото: csee-etuce.org

Гендерное равенство разделяют все цивилизованные страны. Необходимость расширения прав девочек и женщин, мальчиков и мужчин является пятой целью устойчивого развития ООН.  На законодательном уровне в Казахстане закреплено равноправие мужчин и женщин. Однако фактически в стране встречаются факты дискриминации, навязывания стереотипов и традиций, связанных с ущемлением прав женщин. Международный гендерный эксперт Аида Альжанова, доктор искусствоведения, эксперт киноведения и медиа Молдияр Ергебенов и советник президента в Almaty Managment University, AlmaU Жанар Темирбекова обсудили проблему гендерного равенства в программе TALAP.Talks: «Гендерное равенство и/или национальные традиции?».


Daynews.kz
посмотрел эфир TALAP.Talks за вас и рассказывает основные тезисы программы.

  
— Гендерное равенство – это категория прав человека, и она относится к социально-политическому конструкту. Пол – это физиология, а гендер – это роли, которые нам навязывает общество. Почему говорят, девочка не должна кричать, а мальчики не должны плакать. Сейчас мы говорим о гендерном равенстве мужчин и женщин.

Аида Альжанова

— Гендерное равенство актуально, потому что в Казахстане каждый год около 400 женщин умирают от бытового насилия. В обществе есть некая проблема дискриминации женщин. Очень сильно проявляется дискриминационная риторика против женщин.

Молдияр Ергебеков 

 — Когда мы говорим о гендерном равенстве, то в первую очередь мы говорим о равенстве дискриминируемых. В этом отношении женщины являются дискриминируемой стороной, поэтому все эти цели говорят об усилении и создании возможностей для женщин и девушек. 

Мы говорим о защите интересов 50% всего активного населения. Эти цифры очень большие, и очень много стоит на кону. По сути, когда у вас есть какие-то стереотипы, преграды для развития этих 50% человеческих ресурсов, то о каком развитии может идти речь.

Жанар Темирбекова 

— Политика – это самая дискриминируемая область в Казахстане, несмотря на то, что у нас нет дискриминации в доступе к образованию, более того женщин с высшим образованием на 10% больше, чем мужчин. У нас 56% женщин работают на государственной службе. А посмотрите, сколько их доходит до топовых политических позиций?! Причина в гендерной дискриминации: «женщина не может быть политиком, пусть идет домой готовить кушать. Девочки не могут быть хорошими математиками, учеными и т.д.». 

Почему у нас две женщины министра, три женщины посла, если у нас женщин с высшим образованием больше?! Каким образом получается, что больше у нас мужичин политиков…

Аида Альжанова 

 — Женщина уходит в декрет – это, конечно, в целом негативно может сказаться на ее карьере. Гендерное неравенство – это проблема не только Казахстана, это общемировая повестка. Мы сейчас не видим ни одной страны, которая достигла бы гендерного равенства.  В ближайшей перспективе самыми продвинутыми странами по этому показателю станут Финляндия и скандинавские страны. Там ожидается, что это наступит не раньше 2031 года. Почему именно гендерное равенство вошло в повестку ООН – так как имеет глобальный характер.  Когда мы говорим о проблемах на рынке труда для женщин, то обычно используются две метафоры. Липкий пол – когда женщины прилипают к полу. Это иерархия в организационной структуре, в которой женщины работают на самых низких должностях, соответственно у них маленькая заработная плата. Они не могут подняться выше, потому что их удерживают семейные обязательства, неоплачиваемый домашний труд, на который женщина тратит в четыре раза больше времени, чем мужчины. Их удерживают стереотипы, декрет.  

Если, несмотря на все эти преграды, женщине удается оторваться от липкого пола и подняться по карьерной лестнице вверх, то здесь ее ждет такой неприятный сюрприз, как стеклянный потолок. Она видит эту топ-позицию, на которую она могла бы попасть, но ее туда не пускают: общество, стереотипы и мужчины, которые принимают решения.

Жанар Темирбекова  

 — На уровне права в Казахстане дискриминации нет. В Конституции у нас написано равноправие, у нас есть очень прогрессивный закон о равных правах мужчин и женщин и гарантия их осуществления.  Неравенство заключается в результате. Это как будто вы даете разные стартовые возможности.  Есть такой пример: Бог сказал слону, обезьяне и мыши, кто первый заберется на пальму, тот и победил. Право есть, но стартовые возможности разные. 

Например, здоровый человек и человек с особенностями не могут участвовать в одной Олимпиаде, есть специальная олимпиада. Мужчина и женщина учатся одинаково, но потом женщина начинает тормозить, потому что на нее идет давление общества: «ты должна родить до 30 лет, выти замуж». Добиться чего-то могут только те женщины, которые преодолеют это давление и у которых была поддержка в семье.

Аида Альжанова

 — Мы не можем говорить за всех. Конечно, есть огромное количество женщин, которые хотят реализовать себя как мать и супруга. Но спрашивают ли женщин об этом.  Иногда это косвенное давление. Тебе не говорят, выходи за него, тебе говорят: «ты потом не родишь, от тебя ценности никакой», и женщины торопятся и выходят замуж. И у нас высокий уровень разводов, потому что есть давление. Человек, который поступает в университет, чтобы получить образование, на него тратятся государственные ресурсы и свои личные. Для чего тебе диплом, если ты решила стать матерью.  

В 70-80 годах в Нидерландах приняли закон о том, что мужчина должен проводить равное количество времени с детьми, как и женщина делить обязанности. И у них резко снизилась мужская смертность, потому что мужчина после работы не шел в пивнушку.

Аида Альжанова

— Когда мы говорим о ролях в семье, женщина может быть согласна быть женой, матерью. Такая женщина – идеал, занимается семьей и детьми и при этом не работает, муж добытчик.  А по факту, мало семей могут позволить себе, чтобы работал только один супруг, у нас работает и жена, и муж. При этом когда они приходят вечером домой, какую картину мы видим: неоплачиваемый домашний труд. Гендерное равенство – это партнерские отношения. Мужчина должен понимать, что он не помогает жене, а берет на себя ответственность за неоплачиваемый домашний труд, в который входит приготовить еду, убрать со стола, постирать, погладить, посмотреть за ребенком.

Жанар Темирбекова 

— Конкурентные традиции появлялись, чтобы помочь обществу выжить в определенных ситуациях. У каждой традиции есть причина появления, объяснение, почему она была культивирована и почему она дошла или не дошла до нас. Ревизия культурных традиций происходила не за один день. Это целый период. Мы сейчас живем в век интенсивных изменений и трансформаций, и мы не можем позволить себе роскошь жить, так как жили 5-10 веков назад. Такие быстрые изменения вызывают страх. Людям кажется, то, что было в прошлом, оно уютно и понятно.  Мы помним 90-е годы, развал Союза. То что мы побежали опять к своим традициям, начали выискивать – это постколониальный синдром. Постколониальный синдром появляется не только в Казахстане, он появился во всех странах, которые пережили этот период. Тут начинается возврат к истокам, некая ностальгия по великому прошлому, которое было до колонии, романтизация. Мы не должны попасть в эту собственную ловушку.  

Мы не должны терять критическое мышление. Когда мы возрождаем какую-то традицию, мы должны понимать и оценивать ее через призму сегодняшнего дня. Насколько традиция востребована сейчас и куда она нас приведет? Наша главная ценность – мы должны уметь выжить, цивилизованно, на тех ценностях, которые разделяет весь мир.

Жанар Темирбекова 

— Мы не определили ценности нашей страны. У нас не моноэтническая страна, мы не живем одни казахи, у нас мультикультурная страна. Мы не можем дать приоритет только казахскому обществу. 

Когда у казахов появилась возможность улучшить свою жизнь, жить более комфортно, это изменение ментальности с сельского к урбанистическому, это не быстрые процессы.

Аида Альжанова

— То, что мы называем западными ценностями. Эти ценности тоже имели такой же процесс становления. Были конфликты, критика традиционалистов, потому что на Западе тоже жили люди и традиционных, и прогрессивных взглядов. Мы обязаны работать, потому что мы понимаем, что есть госцели, стратегии развития страны. И не можем закрывать глаза на то, что половина населения, а то и больше, дискриминируется по тем или иным признакам. Если мы хотим развиваться динамично, то мы обязаны двигаться дальше. 

Повестка гендерного равенства больше борется со стереотипами, то есть она не навязывает ролей, она не говорит, что нужно забыть, что такое кухня и семья, ты должна идти и делать карьеру. Она говорит о том, что каждая девушка имеет право выбрать, что ей интересно и как она хочет реализоваться.

Жанар Темирбекова 

Etiketter:

Stängt för kommentarer